Виртуальные туры

5 способов редактирования зенита и надира в сферической панораме

После объединения фотографий в единую панораму, мы получали эквидистантную проекцию. Теперь необходимо отредактировать нижнюю часть панорамы (надир) – убрать элементы штатива и заполнить пустую область (черные полосы).

Эквидистантная проекция панорамы
Эквидистантная проекция сферической панорамы без надира

Далее рассмотрим несколько способов по добавлению надира в панораму. Каждый из них хорош по-своему и может применяться в зависимости от требуемого результата.

Вшить надир в PTGui

Эту программу мы уже хорошо знаем после этапа сборки панорамы. Ее можно использовать для добавления надира если во время панорамной съемки был сделан дополнительный кадр – фотография пола.

Дополнительный кадр надира
Дополнительный кадр надира

Этот снимок делается без штатива внизу и, желательно, с максимальным приближением к начальному положению фотоаппарата. Для этого можно использовать трипод под наклоном или просто сделать кадр на вытянутой руке. Но если это невозможно, подойдет и фотография, сделанная на штативе со стороны.

Для добавления надира в программе PTGui необходимо сделать дополнительный кадр пола без штатива.

Для работы будет использовать уже знакомый инструмент — «Control Points». В начале добавляем фотографию пола в проект. Если добавить ее со всеми остальными снимками и сгенерировать контрольные точки автоматически, тогда надир вклеится криво. Это происходит из-за смещения фотоаппарата от нодальной точки во время съемки. Поэтому удаляем все контрольные точки с дополнительного кадра.

Теперь необходимо добавить точки связи вручную. Для этого в «Control Points» слева выбираем снимок пола, а справа один из прилегающих ракурсов. Затем ищем общие точки и отмечаем их. Необходимо указывать точки только на поверхности пола. Ни в коем случае нельзя ставить их на стенах, шкафах и т.д. Это приведет к ошибке.

Контрольные точки в PTGui
Контрольные точки в PTGui

После добавления 2-3 точек, PTGui будет автоматически предлагать их расположение на втором кадре. Стоит корректировать положение, перемещать точки более точно зажатием левой кнопки мыши. Далее расставляем контрольные точки на всех ракурсах, прилегающих к надиру.

Когда связи на всех фотографиях добавлены, переходим на вкладку «Mask». Заливаем всю фотографию надира красной маской. Затем удаляем маску белым карандашом в том месте, где стоял штатив.

Маски в PTGui
Маски в PTGui

Теперь сделаем оптимизацию панорамы, чтобы надир встал на место.

Панорама с надиром

Если видны стыки между ракурсами, необходимо добавить больше контрольных точек в разных частях фотографии и провести повторную оптимизацию.

Плагин SuperCubic для Photoshop

Плагин SuperCubic преобразует стороны сферической панорамы в нормальный вид для редактирования. Скачать плагин можно на официальном сайте разработчика. Он бесплатный для 32-битной системы, но за 64-битную версию придется заплатить 35$.

Для установки SuperCubic, копируем его в папку «… \Adobe\Photoshop\Plug-ins». Теперь нужные нам инструменты доступны в Filter > SuperRune Filters.

Открываем панораму в Photoshop и дублируем слой, чтобы редактировать его без потерь. Теперь у нас имеется два одинаковых слоя. Выделяем верхний и переходим «Filter > SuperRune Filters> SuperCubic», откроется окно плагина:

Настройки SuperCubic
Настройки плагина SuperCubic

Выбираем необходимые параметры:

  1. Извлекаемая область – верх и низ (зенит и надир), передняя и задняя, левая и правая части. В данной ситуации отмечаем зенит и надир. Но если есть необходимость отретушировать другую часть панорамы, например, убрать отражение, тогда выбираем соответствующую сторону.
  2. Ширина проекции – угол обзора выводимой области, должен быть достаточен для корректировки. Можно выбрать в интервале от 20 до 160.
  3. Угол проекции – повернуть область для удобства редактирования.

В окне предпросмотра сразу виден результат, который мы получим. Теперь жмем «Save» и Ок. Через несколько минут программа переведет зенит и надир в плоское изображение:

Извлеченный надир и зенит
Извлеченный надир и зенит

При помощи инструментов Штамп, Кисть и Заплатка редактируем зенит и надир. Не будем подробно останавливаться на этом процессе, думаю, все и так знакомы с работой в Photoshop.

Ретушь надира
Надир после ретуши

Теперь переведем отредактированные области обратно в полярную проекцию. Для этого переходим в «Filter > SuperRune Filters> SuperCubic Reverse». Здесь выставляем все те же параметры, которые использовали при извлечении. Обязательно используем «Blend Transition» — это размытие краев зенита и надира.

Настройки SuperCubic Reverse

Остается только нажать OK и дождаться трансформации. В результате получим готовую эквидистантную проекцию сферической панорамы:

Панорама с надиром
Панорама с надиром

Инструмент Заплатки в Pano2VR

В программе Pano2VR есть отличный инструмент – Заплатки. С помощью него можно вывести любую область сферической панорамы в нормальном виде без искажений. Заплатки удобно использовать не только для редактирования надира, но и для ретуши других частей панорамы. Этот способ особенно удобен если вы используете Pano2VR для создания 3D тура.

Выбираем инструмент Заплатки, он находится в окне редактирования панорамы – кнопка в виде лейкопластыря.

Инструмент Заплатка в Pano2VR
Инструмент «Заплатка» в Pano2VR

Делаем двойной клик в центре надира. После этого появляется область выделения.

Инструмент "Заплатка" в Pano2VR
Инструмент «Заплатка» в Pano2VR

Эту область можно увеличить или повернуть в зависимость от размеров штатива и положения надира. Когда выделенная часть активна, в левой части появляется окно свойств Заплатки.

Свойства Заплатки в Pano2VR
Свойства Заплатки в Pano2VR

Извлечение надира в Pano2VR для ретуши

Для извлечения надира выбираем:

  • Тип – Изображение
  • Формат – PSD, jpg, TIFF и др.
  • Качество изображения – максимальное

Жмем кнопку «Извлечь» и ждем завершения процесса преобразования. Если вы указали формат PSD, программа автоматически откроет полученную картинку в Photoshop. Теперь, используя уже знакомые инструменты, отредактируем изображение.

Когда надир готов, просто сохраняем файл в Photoshop. Pano2VR автоматически отобразит все изменения:

Надир после ретуши в Pano2VR

Панорама готова, можно продолжать монтаж виртуального тура в Pano2VR или экспортировать эквидистантную проекцию для использования в другой программе.

В Pano2VR есть возможность скрыть штатив в надире без ретуши. Для этого есть три способа.

Закрыть надир логотипом в Pano2VR

В этом случае добавляем любое изображение, например, логотип поверх штатива. Для этого в свойствах заплатки указываем:

  • Тип – Изображение
  • Файл – путь к изображению (логотипу)

Логотип появится в надире. Теперь можно изменить его размер и повернуть относительно панорамы.

Изображение в надире в Pano2VR
Изображение в надире в Pano2VR

Закрыть надир сферической проекцией панорамы в Pano2VR

Если в настройках выбрать Тип «Зеркальный шар», «Ангулярная проекция» или «Сфера», тогда в надире появится окружность с соответствующей проекцией.

Сферическая проекция в надире в Pano2VR
Сферическая проекция в надире в Pano2VR

Размытие надира в Pano2VR

Чтобы использовать этот инструмент, выбираем Тип – «Размытие надира». Размытие применяется по окружности, соответствующей выделенной области. Поэтому необходимо выбирать размер заплатки так, чтобы она полностью перекрывал штатив и не граничила с предметами вокруг.

Размытие надира в Pano2VR
Размытие надира в Pano2VR

Автоматическое заполнение надира в стиле Google Street View в Photoshop

При размещении 3D панорам в картах Google используется автоматическое заполнение надира, похожее на «Размытие надира» в программе Pano2VR:

 Надир панорамах Google
Надир панорамах Google

Такой эффект можно сделать самостоятельно в Photoshop. Отроем эквидистантную проекцию панорамы и создадим на новом слое черный прямоугольник. Он должен полностью перекрывать штатив:

Теперь создадим еще один прямоугольник высотой 1px и такой же шириной, как и исходная панорама. Он должен прилегать к черному прямоугольнику. Сделаем его красного цвета для наглядности:

Образуем выделение по контуру красного треугольника – зажимаем ctrl и кликаем по нему в слоях. Затем выбираем слой с панорамой и, с помощью инструмента «Лассо», копируем выделенную область на новый слой. Слои с прямоугольниками можно скрыть. Остается только растянуть новый слой до нижней части панорамы при помощи трансформации. Получаем такой результат:

Если открыть панораму в сферическом виде, будет виден результат аналогичный панорамам Google:

Надир в стиле панорам Google
Надир в стиле панорам Google

Для ускорения обработки этим способом, можно создать экшен в Photoshop и редактировать надир в несколько кликов.

Закрыть надир графическим элементом в Photoshop

Это самый легки способ редактирования надира. Суть в том, чтобы просто закрыть надир прямоугольником в любом графическом редакторе. Для красоты можно добавить небольшую тень:

В сферическом виде это будет выглядеть так:

Окружность в надире
Окружность в надире

Итоги

Используя любой из описанных способов, вы без труда добавите надир в сферическую панораму. Существует еще возможность срыть надир при монтаже виртуального тура — ограничивая зону просмотра, но об этом в следующий раз.

Добавить комментарий