В прошлый раз мы знакомились с процессом создания сферических панорам, их все чаще можно встретить на сайтах отелей, ресторанов и прочих заведений в виде виртуальных туров, которые дают возможность ознакомиться с обстановкой не выходя из дома. Популярность 3D панорам заключается в большой информативности, донося до зрителя информацию на 360 градусов, они заслуженно обгоняют обычные фотографии и видеоролики.

Ко всему прочему, сферическая панорама может быть еще и объемной, так сказать, стереопанорамой. Просматривая такую панораму, зритель получает наиболее полное ощущение присутствия благодаря стереоскопическому эффекту, который в полной мере сочетается с обзором на 360 градусов. Но для того, чтобы увидеть объем необходимо применение устройств для просмотра стереоскопического контента, например, анаглифные очки, 3D телевизор или монитор, устройства виртуальной реальности типа Oculus Rift.

Чтобы научиться делать стереоскопические панорамы необходимо понять принцип создания обычных стереофотографий, этому посвящена отдельная статья - "Как сделать 3D фото". Выходит, что нужно сделать два снимка с небольшим смещением, и в этом нет ничего сложного, но как быть применимо к панорамной фотосъемке, ведь для нее необходимо делать несколько кадров всей сферы, а ту еще и дополнительный кадр? Рассмотрим процесс создания сферической панорамы в стерео формате на примере двух камер, можно использовать и одну, но при этом потребуется двигать фотоаппарат на специальном слайде и любые движения в кадре будут неуместны.

Как известно, при сферической фотосъемке фотоаппарат вращается вокруг нодальной точки объектива, а для стереосъемки вращаться должно сразу два фотоаппарата. Как это реализовать? Если установить фотоаппараты на отдельных штативах, то стереопанорама не получится, т.к. под определенным углом лучи объективов совпадут и параллакса не будет:

Поэтому оба фотоаппарата должны вращаться на одной панорамной головке, при этом хотя бы один фотоаппарат будет крутиться не вокруг нодальной точки:

Этот факт сильно усложнит склейку панорамы, но его никак не избежать, можно лишь уменьшить параллакс, сместив точку вращение ровно на середину между объективами.

Все готово к съемке, желательно синхронизировать оба фотоаппарата, чтобы можно было заснять движущиеся объекты. В результате получает две серии кадров, которые составят будущие панорамы для левого и правого глаза соответственно. Если совместить одноименные кадры с обоих фотоаппаратов, получим стереофотографию:

Перейдем к созданию полных панорам - сначала склеиваем эквидистантную проекцию из кадров того фотоаппарата, где параллакс был минимален, затем сохраняем проект и, не меняя настройки, сшиваем панораму из фотографий второй камеры.

Остается лишь объединить левую и правую панораму в единое стереоизображение. Самый простой способ - анаглиф, используя уже знакомую программу StereoPhoto Maker, сделаем стереопанораму для красно-синих очков:

Хотя формат анаглиф прост и дешев, его просмотр очень утомляет глаза, да и цветопередача при этом очень страдает. Для более качественной демонстрации сетереопанорам можно использовать телевизоры с функцией 3D, выводя на экран панораму в формате side-by-side, а, используя маску виртуальной реальности Oculus Rift, можно погрузиться в панораму с головой словно посетив место съемки в живую.